На главную   /  Развлечения и деликатесы   /  Водные дети   /  Приучение ребенка к воде

Приучение ребенка к воде

Татьяна ХорошеваОпыт матери Татьяны Хорошевой, инструктора по детскому плаванию.

Традиционно считается, что новорожденный ребенок абсолютно беспомощен. Это не совсем так. Мудрая природа снабдила малыша целым набором рефлексов: сосательным, хватательным и даже шагательным. Владеет он и таким рефлексом, как рефлекс задержки дыхания, который способен спасти малыша от неожиданного попадания воды на лицо или сильной струи воздуха. Малыш способен задержать дыхание на какое-то время и не захлебнуться. Именно на этом рефлексе и строятся занятия ранним плаванием с новорожденными.

Конечно, речь о полноценном обучении плаванию в таком возрасте не идет. Основной смысл занятий – приучение к воде, развитие двигательной активности и закаливание.

Мой личный опыт общения малыша с большой водой начался на 5-м дне жизни дочки, сразу же после возвращения из роддома. Мы с мужем обожаем воду, занимаемся дайвингом и фридайвингом, поэтому плыть или не плыть – такого вопроса перед нашей новорожденной дочерью не стояло. Первой большой водой стала обычная ванная, где малыш вполне себе может плавать и нырять до 2-3-х месячного возраста.

Занятия должны быть регулярными. Мы плавали каждый день. Ничего сложного в таких занятиях нет, это было обычное ежедневное купание, только проводилось оно в виде плавания, туда-обратно по ванной, и заныриваний. Заниматься мы начали под руководством инструктора по раннему плаванию, так как на тот момент ничего не знали о раннем плавании, ничего не умели, и, как водится с первым ребенком, всего боялись. Все наши страхи были напрасными. Оказалось, что малыш абсолютно естественно чувствует себя в водной среде и получает удовольствие от процесса.
Позже, когда мне удалось сделать первые подводные кадры малышей я с удивлением обнаружила, что дети всегда ныряют с открытыми глазами и почти всегда улыбаются под водой, а некоторые даже смеются.

Во время занятий нужно поддерживать у ребенка интерес к нахождению в воде, он должен получать удовольствие от процесса, нужно следить, чтобы ребенок не уставал. Грудной ребенок не боится воды, если в результате занятий у малыша появляется страх, то это вина взрослых, которые делают что-то не так. Если ребенок выражает стойкое недовольствие процессом, то занятие нужно прекратить.

К трем месяцем наша ванная стала мала юной ныряльщице и мы перебрались в большой взрослый бассейн в группу раннего плавания, в компанию таких же увлеченных юных ныряльщиков, как и мы сами. Как оказалось, прохладная вода большого бассейна, которая сначала испугала меня, оказалась отличным стимулом для иммунитета, сами того не зная, мы начали и процесс закаливания. Обычно в бассейнах, где проводятся занятия с малышами, есть сауна, так что если малыш замерз, там всегда можно погреться, таким образом дочь с раннего детства полюбила и баню.

Наши регулярные занятия привели к тому, что к году наша дочь уже прыгала в воду с бортика и проплывала небольшие расстояния самостоятельно. У нее никогда не было боязни воды, ни теплой, ни холодной, у нас никогда не было проблем с мытьем головы, как часто бывает у малышей, которым некомфортно попадание воды на лицо, и, плавая в прохладной воде большого бассейна, мы забыли что такое простудные заболевания.
К трем годам она спокойно плавала в любой большой воде, будь то море или океан, и мы проплывали с ней расстояние до буйков и обратно. В пять-шесть лет она уже легко заныривала на глубину до пяти метров.

Сейчас дочери 16 лет, у нее есть младшие сестра и брат, которые тоже прошли этот путь с рождения и тоже достигли неплохих успехов и в плавании и в спорте, и, однажды, мой пятилетний сын с удивлением спросил: а как это – не уметь плавать? Разве этому можно научить? Ведь нас же никто не учил! Мы сами всегда умели!
 


В чем-то он прав, все мы родом из воды.