Раннее плавание

Многие родители задумывают обучение своего ребенка плаванию еще с рождения. Мы знаем, что пока не пройден возрастной порог в 3 месяца, есть возможность легко закрепить навыки подводного плавания у малыша.

Как этого достичь, как сделать все правильно и не отбить любовь к водным процедурам у ребенка, мы уточнили у Татьяны Хорошевой, инструктора раннего плавания в центре «КАКРЫБА». Татьяна поделилась с нами своим опытом в области обучения малышей плаванию.

Грудничковое плавание с рождения и до 3-х месяцев жизни.

Заниматься с ребёнком нужно ежедневно, превращая плавание в веселую игру для вас и ребёнка. Не торопитесь, постепенно наращивая нагрузку. Цель занятия - удовольствие от водных процедур и здоровье малыша. Длительность занятия от 15 минут вначале и до 30 минут спустя несколько занятий. После того, как ребёнок поспал и покушал, через полчаса можем начинать занятие. Для этого набираем полную ванну обычной чистой воды, температурой 36 градусов. После первого месяца жизни температуру воды снижаем по 1 градусу в неделю до 32-31 градуса. После плавания - обработка пупочной раны обычным способом.

Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. В процессе плавания обязательно общаемся с ребёнком, так малыш будет чувствовать себя намного спокойней.

1. Вертикальная поддержка под грудь и попку. Постепенно опускаем ребёнка в воду ножками, делая покачивающие движения вперёд-назад, круги по часовой и против часовой стрелки, зигзаги из стороны в сторону, двигаясь вперёд и назад. Ребёнок адаптировался к воде и можно перевести его в горизонтальную поддержку.
2. Держим ребёнка под грудь одной рукой, делаем движения вперёд-назад, а затем большие неспешные проплывы восьмеркой по ванне. Следим за тем, чтобы лицо ребёнка не погружалось в воду.
3. В этой же поддержке толкаемся ножками под команду "толкайся" от бортиков ванны. 
4. Держим ребёнка под грудь одной рукой, а второй берём ручку малыша и гребём ей (вертолёт). Переложив ребёнка на другую вашу руку, гребём второй рукой.
5. Взяв ребёнка 2-мя руками в области груди и спины, стоя, касаясь ножками дна ванны, прыгаем вперёд и развернувшись назад. 
6. Переворачиваемся на спину. Голова ребёнка лежит на вашей ладони, мизинец находится под сводом черепа. Дальше руку, под шею и спину опускать не нужно. Это не удобно ни вам ни ребёнку. Пробуем удержатьребёнка в таком положении, придерживая второй рукой подбородок малыша. После того, как почувствовали, что ребёнок лежит уверенно на вашей руке, начинаем плавать вперёд-назад, а затем восьмеркой по ванне, аккуратно поворачивая руку и закрывая родничок на разворотах. 
7. Также толкаемся от бортиков ванны на спине. 
8. Переворот на животик происходит всегда от вас, т.к. там больше места, а не к вам,
т.к. рядом находится бортик и не всегда есть возможность сделать разворот. Держим ребёнка под голову и подбородок, переворачиваем и плывём на животе (как головастик) восьмеркой по ванне. В этой поддержке ребёнок активно работаем руками и ногами с первых занятий. Также при поддержке за голову на спине и животе, хорошо тренируется мышцы шеи, что помогаем малышу уверенней держать голову. Чтобы перевести ребёнка в вертикальное положение, нужно перевернуть малыша от себя на спину, и подставить вашу ладонь под грудь. Теперь можно принять ту поддержку, которая больше всего понравилась малышу и отдохнуть в ней.

Подготовка к нырку. Добавлять поливание можно после того, как вы и ребёнок почувствовали себя комфортно на занятии в ванне. Кто-то начинает поливаться с первого занятия, кому-то нужно несколько дней и даже недель. Все индивидуально, главное чтобы было комфортно и вам и ребёнку. Поливание делаются между упражнениями. Как только ребёнок освоился в воде после начала занятия, примерно от 3-5 минут, набираем ковшик с водой (примерно 1 л), громко говорим команду "ныряем", уверенно дуем ребёнку в лицо, как только вы увидели что малыш зажмурился или задержал дыхания, сразу выливаем на него всю воду из ковша. После полива хвалим малыша. Если ребёнок разволновался или расплакался, не вылезая из ванной, успокаиваем малыша покачивающими движениями на животе и вертикальными прыжками. Иначе, при вытаскивании ребёнка из воды во время плача закрепляется рефлекс и в дальнейшем, ребёнок неосознанно будет постоянно пользоваться этой возможностью. Примерно после каждодневных 2-х недельных поливаний по 10-15 раз за занятие у ребёнка помимо врождённого рефлекса задержки дыхания, который угасает к 3 месяцам, выработается ещё и рефлекс на вашу команду. И как только вы увидите, что ребёнок задерживает дыхание по вашей команде, можно переходить к ныркам. 

Нырки. Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду, погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность. Нырки можно делать из поддержек: номер 2, придерживая голову и номер 8. А также держа 2-мя руками под грудь, раскачиваем малыша из стороны в сторону, делаем боковые проныривания. После нырка обязательно хвалим ребёнка. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. Остальное время между упражнениями заменять поливаниями. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие нырки, можно переходить к более длинным и частым. Возле одного края ванны вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Количество ныряний вы можете регулировать по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед вами в обучении ребенка плаванию в ванной - это доверие к воде и умение нырять. К этому времени малышу исполнится 2-3 месяца, и вы можете переходить в большой бассейн.

Занятие для детей до 9 месяцев.

Занятия в бассейне отличаются от занятий в ванной, но основные правила остаются те же: ребенок должен быть здоровым, сытым, выспавшимся и в хорошем настроении. Самая важная цель наших занятий - получить удовольствие от водных процедур, адаптироваться к большой воде, а потом уже научиться держаться на воде и оздоровиться. 

Аккуратно заходим в воду, в это время разговариваем с ребёнком, обращаем его внимание на игрушки, подсветку в бассейне и других детишек. Брызгаемся руками и ногами малыша, прыгаем и качаемся из стороны в сторону, играем в игрушки.
Проплываем бассейн по периметру, чтобы малыш мог оглядеться и заметить интересные для него игрушки. Мама идёт спиной, держа ребёнка перед собой. Переворот на спинку, держим под подмышки, двигаемся также. Кладём ребёнка на спинку, подкладываем ладонь ему под голову и плывём зигзагом.
 
Второй рукой придерживаем подбородок, переворачиваем на животик и плывём зигзагом (это способствует работе ног малыша). Переворот на животик, гребём одной рукой (вертолёт), затем другой рукой. Плывём, работая поочередно 2-мя руками (вертолёт), при этом ребёнок находится сбоку от вас. Нужно задать такой темп, что бы ноги ребёнка находились сзади, а не спереди. Останавливаемся, обнимаем ребёнка, отдыхаем. Берём нудл и кладём ребёнка поперёк, под грудь на него, придерживая малыша. Мама идёт спиной, ребёнок плывёт к ней лицом. Переворот на спинку на нудле, придерживаем под подмышки. Садимся на нудл поперёк, как на лошадку, мама прижимает нудл в области живота и поясницы с другой стороны. Прыгаем на нем. 

Берём дощечку, малыш лежит к маме лицом. Мама держит ребёнка за ручки, движется спиной. Переворот на спинку на дощечки, мама держит малыша за ручки, движется спиной. Собираем плавающие игрушки по одной в корзину. Хвалим малыша после выполненных заданий. В этом возрасте малыши проплывают примерно 1-2,5 метра под водой. Могут держаться самостоятельно на кольцах и нудле, но не всплывают. 

Занятия для детей с 9 месяцев до 2 лет

отличаются большей интенсивностью, самостоятельными проплывали на нудле и дощечки, т.к к этому возрасту детишки способны самостоятельно держать равновесие. Также на этих занятиях уже возможно использовать дополнительный инвентарь: ласты и очки. В этом возраста ребёнок свободно проплывет 2-5 метров под водой, пытается всплывать. Прыгает с бортика сидя и стоя. 

Занятия для детей с 2-х лет до 3,5 лет

отличаются активным участием родителей непосредственно в выполнении упражнений, т.к. они
являются для детей авторитетом, и если мама или папа ныряют первыми, то ребенок сидящий на бортике, с удовольствием нырнёт за ними. Например: ныряет родитель, затем ребёнок, плывёт на дощечке родитель и ребенок. Совместные нырки в обнимку. К этому возрасту при регулярных занятиях с рождения ребёнок свободно передвигается в 15-метровом бассейне как в ластах так и без них. Под водой и над водой. Ныряет на 1-1,5 метра вниз. Нырки для детей с рождения до 3,5 лет выполняются идентично под команду "ныряем", дуем, нырок. Со временем перестаём дуть и только словами предупреждаем о скором нырке. Если упражнение выполняетсяв динамике, а ребёнок занимается регулярно, то команду не говорим и не дуем. Ребёнок хорошо подготовлен и готов в любую минуту задержать дыхание. Нырять на занятии можно столько раз, сколько комфортно вашему ребёнку.

Занятия для детей с 3,5 лет до 7 лет.

С этого возраста дети готовы заниматься без родителей и алгоритм привыкания совсем другой, наедине с инструктором и другими детьми в группе. Плавание в специальном поясе для обучения поддержания равновесия в воде и отработки плавательных движений: кроль (вертолёт), брасс (рисуем солнышко руками, как лягушата толкаемся ногами), плавание на спине. Плавание без пояса и с помощью дощечки на животе и спине, колобашки, ласт и другого инвентарях. Пускание пузырей, что способствует обучению погружения под воду. Доставание колечек со дна с помощью инструктора или мамы и без. Нырки с бортика сидя и стоя (руки - стрелочкой вверх, стопы у бортика, наклон вперёд, нырок, проплыв). Дети в этом возрасте выполняют все виды плавания и ныряния, но с чуть меньшей координацией, чем в 7 лет в спортивных школах.

После 7 лет дети уже готовы к новому опыту, такому как первые ознакомительные погружения с аквалангом или занятиям фридайвингом. Это серьезный шаг, как для ребенка, так и для его родителей. Поэтому необходимо взвесить все за и против, учесть также желание самого ребенка. В любом случае всегда есть возможность попробовать.

Для этого нет необходимости далеко выезжать из города. Достаточно найти дайв-центр или инструктора и попробовать сделать первые шаги в бассейне.