На главную   /  Развлечения и деликатесы   /  Водные дети   /  Фридайвинг для детей 6-11 лет

Фридайвинг для детей 6-11 лет

В продолжение темы фридайвинга Елена Петрушина, инструктор AIDA с 2011 года,Мастер-инструктор AIDA с 2016 года, делится своим опытом работы с детьми различных возрастов, и дает рекомендации родителям, которые задумали отдать своего ребенка в подводное плавание. Елена выделяет две группы детей, обучение фридайвингу которых существенно отличается.

Фридайвинг для детей 6-11 лет

Дети, хорошо знакомые с водой, обожают плавать и нырять. Они спокойно тренируются на глубине, большей их роста. При этом важно ставить буйки там, где хорошо видно дно, и желательно, чтобы конец веревки был близко от него – тогда у ребят есть дополнительная мотивация. Они любят касаться дна или хватать горстку песка в доказательство своих достижений.

Часто на курс фридайвинга приходят дети с готовым запросом научиться продуваться: «хочу и могу нырять глубже, но ушки болят». Навык выравнивания давления дети, начиная с определенного возраста, осваивают весьма успешно, хоть и не всегда быстро. Самому младшему ребенку, которого мне удалось научить продуваться, было 4,5 года. Однако именно опыт обучения детей 4-5 лет, показал, что необходимо ввести ограничение по возрасту и принимать на курсы фридайвинга только с 6 лет. Дело в том, что как бы успешно младший ребенок ни осваивал навыки, он забудет их применять, как только начнет нырять без установок тренера. Даже шести-семилетки забывают продуваться какое-то время после обучения, важно им об этом напоминать. Ведь разрыв барабанной перепонки у ребенка – это не только проблемы со здоровьем ушей в течение недель или даже месяцев. Это негативный опыт, связанный с нырянием и водой, от которого придется оправляться какое-то время.Навык подготовительного дыхания и расслабления часто дается детям дольше, чем продувка – скучно и некогда этим заниматься, надо скорее нырнуть и достать вон до туда.Привыкнуть к выполнению этого навыка, конечно, тоже трудно. Детей, однако, можно убедить в том, что если правильно подготовиться, то задержка дыхания будет дольше. Правда,напоминать об этом тоже нужно много раз, и выполнять подготовительное дыхание вместе сними.

Освоить восстановительное дыхание может быть полегче, однако дети выполняют его формально, ныряя на глубину; ведь, действительно, нырки получаются очень короткими, и нужды в эффективном восстановлении не возникает. Чтобы продемонстрировать важность восстановительного дыхания, после многократного формального повторения этого навыка можно пару раз предложить детям проплыть небольшую дистанцию в динамике и восстановиться после нее. Тренеру важно дышать вместе с учеником, чтобы он делал это «под диктовку».

Если у ребенка боязнь воды или глубины, заставлять его обучаться фридайвингу ненужно.Тем более, не следует включать его в группу с активно ныряющими детьми – они не смогут ждать, пока тренер уделяет много внимания сокурснику. Дети вообще нетерпеливы,поэтому размер группы должен быть ограничен. Лучше, чтобы в группе начинающих обучаться фридайвингу было не более трех учеников на одного тренера (альтернатива: тренер+ помощник), далее – инструктор может контролировать и четверых, но желательно на двух буйках. Родители могут наблюдать тренировку, плавая в стороне, но не вмешиваясь в процесс обучения. Если ребенок стесняется родителя, лучше не показываться ему на глаза и оставаться на берегу.

С детьми, чувствующими себя в воде неуверенно, лучше какое-то время заниматься отдельно,на малой глубине – там, где дыхательные пути всегда окажутся над водой, если встать на ножки. Важно сформировать у ребенка доверие к тренеру и, в конечном итоге, к себе.Усложнение заданий должно быть постепенным –только тогда, когда малышу легко даются пройденные глубины и навыки. Чрезвычайно важен элемент игры: можно доставать со дна игрушки или колечки, плыть под водой или по поверхности от тренера к родителю, выполнять«акробатические» элементы, проныривать кольца или препятствия. Некоторых детей лучше просто оставить в покое и ждать, даже если это займет месяцы. Пусть играют около воды, потом на мели, потом поглубже; пусть видят играющих в воде взрослых и других детей. Можно помогать им осваиваться, но важно, чтобы они понимали, что вы лишь оказываете поддержку, но не настаиваете.

Фридайвинг для детей младшего возраста

Дети 3-4 лет вряд ли освоят продувку. Подготовительное и восстановительное дыхания показать им следует в рамках ознакомления, но надеяться на то, что они будут выполнять их самостоятельно не нужно. Наилучшая ситуация для освоения принципов дыхания – динамика(в форме игры). Цели обучения маленьких детей: освоить навыки плавания и подныривания,привить уверенность в своих действиях и создать представление о безопасном и опасном поведении в воде. Присутствие и участие родителей в обучении малышей желательно. Это даст ребенку чувство безопасности и «нормальности» ситуации, совместной вовлеченности в интересную игру и дополнительное поощрение, одобрение родителя. В младшем возрасте все это очень важно для детей.

Если ребенок собирается впервые использовать оборудование – маску, трубку или ласты, нужно дать ему поиграть с ними на суше, даже лучше дома. Пусть пугает вас в маске, дудит в трубку,захаживает в ластах – хохочите и играйте вместе,фотографируйтесь. Лучше делать это не в тот же день, когда вы хотите попробовать запустить его с этим оборудованием в воду, а раньше – ему может понадобиться и не один день. Впервые оказавшись со снаряжением в воде, ребенок также будет осваиваться постепенно. Маску можно сначала просто приложить к поверхности и дать ребенку заглянуть под воду через нее, не надевая. Все нужно сначала использовать там, где совсем мелко. Помогающий взрослый тоже должен быть в таком же снаряжении. Будьте терпеливы! Даже некоторые взрослые боятся впервые надеть маску и дышать через трубку в воде.

Если ваши дети обучаются фридайвингу

Что родителям делать нельзя:
  1. ругать, если что-то не получается,
  2. стыдить (!), сравнивать с другими детьми,
  3. запугивать (это не значит, что нельзя делиться тем, что родитель испугался за ребенка, если,например, он нырял без присмотра),
  4. вмешиваться в процесс обучения, перебивать тренера или детей, исправлять их ошибки,
  5. говорить, что в воде нет ничего страшного – это неправда.
Что родителям делать следует:
  1. улыбаться ребенку, отвечать на его взгляды; дать понять: «я здесь», помахать, если он ищетвас глазами,
  2. радоваться его успехам, показывать эту радость лично ему,
  3. признавать, что ребенку может быть страшно; давать понять, что вы будете рядом, пока он сэтим страхом справляется,
  4. слушать «лекции», вникать в теорию; выслушать и запомнить рекомендации тренера,
  5. напоминать ребенку выполнять навыки (особенно продувку), когда он ныряет после окончания курса.
И самая важная вещь, которую должны знать и родители, и дети - нырять можно только под присмотром взрослых!